Тормозная жидкость – специальное вещество, которое используется в автомобилях и других транспортных средствах в качестве элемента тормозной системы. Пренебрегать данным ресурсом не нужно, так как от качества вашего «тормоза» зависит не только удобство эксплуатации машины, но и безопасность водителя и пассажиров. Тормозные жидкости используют аббревиатуру ДОТ, слово перекочевало к нам от американского – Департамент Транспорта США. Данная организация разработала основные требования к тормозным жидкостям, классификацию и спецификацию, которые применяются до сих пор.
Классификация Тормозных жидкостей
Основными аббревиатурами для обозначения этого ресурса стали: ДОТ-3, ДОТ-4 и ДОТ-5. Данные виды отличаются между собой составам, свойствами и применениями. Например, основным веществом в составе ДОТ-3 и ДОТ-4 стал полиэтилен гликоль, комбинированный с эфирами борной кислоты. В составе же ДОТ-5 основой стал силикон. Существует еще один вид тормозной жидкости ДОТ-5.1, который специально разработан для автомобилей с антиблокировочной системой колес или АБС. Так или иначе, ДОТ-3/4 и 5.1 благодаря схожему составу взаимозаменяемы.
Основные свойства тормозных жидкостей
Разработаны стандарты и выделены основополагающие свойства ДОТ, которые влияют на различные характеристики. Далее пойдет речь об
основных свойствах.
- Сжимаемость – жидкость использующаяся в тормозной системе должна поддерживать не высокий уровень сжимаемости, вне зависимости от температурных изменений;
- ДОТ должен иметь высокую температуру кипения, так как в процессе эксплуатации происходят процессы трения в тормозных колодках, которые передают тепловую энергию и тормозной жидкости. При кипении любая жидкость превращается в газ, который в свою очередь может создать воздушный пузырь в системе, что может привести к неисправности;
- Тормозная жидкость так же, должна иметь низкий уровень вязкости, даже при колеблющейся температуре. В идеале, вязкость не должна изменяться при температуре от -40 до +100 градусов по Цельсию;
- При понижении температур в тормозных системах происходит конденсация воды и с течением времени количество этой самой воды в тормозной системе увеличивается. Поэтому абсорбция влаги так же, является основополагающей характеристикой. Чем ниже абсорбция, тем дольше срок эксплуатации. Для ДОТ-4 срок службы составляет до 3-х лет.
Частота замены тормозной жидкости
Замена ДОТ происходит в зависимости от несколько параметров: тип системы, соблюдение условий эксплуатации, качества самой жидкости. Так же, временные интервалы зависят от классов автомобиля. Например, в машинах премиальных классов замена жидкости должна проводится каждые 20 000 километров пробега. Если говорить об обычных легковых транспортных средствах, то о замене можно говорить через около 40 000 километров пробега.
Состав и основные вещества, которые входят в состав тормозной жидкости так же влияют на частоту замены. Так, ДОТ – 3 придется менять гораздо чаще, чем ДОТ -5, так как максимальная температура его составляет 205-210 градусов, а жидкость пятого поколения способна выдержать температуру до 260 градусов. Несмотря на примерные сроки эксплуатации, необходимо периодически проверять цвет «тормозухи», если о не соответствует нормальному (светло коричный или желтый), то это свидетельствует о необходимости замены.
Отличительные особенности ДОТ – 4
Основные параметры, по которым разделяют тормозные жидкости являются: абсорбция и температура закипания. Чем большие температуры способна выдержать жидкость, без процесса закипания, тем более качественной она считается. ДОТ – 4 является качественной тормозной жидкостью, а так же на данный момент самой популярной. Спрос на него в нынешнее время самый высокий на рынке. Предназначена данная жидкость для автомобилей с дисковыми тормозами, а основой является борная кислота, которая полностью нейтрализует конденсат воды, который образуется в процессе повышения температур. Исходя из этого, температура закипания и срок служба у данного примера выше чем у его ближайшего аналога ДОТ-3. Температура кипения у жидкости 4 поколения колеблется от 155 у старой до 230 у новой.
ТОП производители тормозных жидкостей
На автомобильных рынках существует множество производителей тормозных жидкостей. В ассортименте представлены как Китайские компании, так и Европейские и Российские. В многочисленных каталогах представлены как качественные ДОТ для элитных машин, так и аналоги, которые стоят намного дешевле, но уступают по ряду характеристик. Далее рассмотрим рейтинг тормозных жидкостей на 2020 год. Топ составлен в совокупности характеристик, определяющие свойства: цена и качество.
- Motul DOT 5.1 – тормозная жидкость для гидравлических тормозов с АБС, в составе которой преобладают синтетические материалы. Заявленные температуры кипения составляют от 272 до 185 градуса в зависимости от влагосостояния. Менять данную жидкость необходимо один раз за два года. Стоимость составляет аж 1200 рублей за бутылку объемом в 1 литр.
- Castrol Motorcycle Brake Fluid – температура кипения данного Дот составляет 275 градусов, что превосходит большинство аналогов. Данная жидкость более всего подходит для мотоциклов. Кроме всего, вещество гарантирует защиту корпуса от коррозии. Стоимость 1 литра составит 1200 рублей.
- Дзержинский DOT 4 Brake Fluid – в наш топ врывается отечественный производителей, который отличается дешевизной и идеальным сочетанием цена – качество. Рекомендуется использовать в совокупности с отечественными автомобилями с подходит для них идеально. Выдерживает данный ДОТ температуры от – 40 до + 260 градусов. Стоимость тары объемом в 910 мл. составляет 150 рублей.
- Лукойл DOT 4 – очередная жидкость отечественного бренда «Лукойл». Обладает средне высокой температурой кипения до 230 градусов, а в совокупности с невысокой стоимостью (примерно 180 рублей за литр) позволяет производителю занимать свою нишу на рынке.
- Eurol Brake Fluid Dot 5 Silic – очередная тормозная жидкость, рекомендованная для мотоциклов. Имеет обширный диапазон эксплуатационных температур от – 40 до 260 градусов. Особенность данного продукта является рекордный срок эксплуатации – до 5 лет. Так же, продукт имеет и рекордную стоимость – до 2500 рублей за литр.
- Bel-Ray Silicone DOT 5 Brake Fluid – продукт не впитывает воду, что является несомненным плюсом, а так же ей не страшны лаковые и красочные покрытия. Максимальная рабочая температура составляет 260 градусов. Цена данного продукта колеблется от 1000 до 1300 рублей за один литр.
- BREMBO DOT 4 – данный продукт отличается способностью выдерживать экстремальные условия, а так же подходит для автомобилей с системой АБС. Стоимость данной жидкости составляет порядка 500-600 рублей, а максимальная температура которую жидкость выдерживает – 260 градусов.
- AVENOL DOT 4 – тормозная жидкость немецкого производителя. Имеет ряд преимуществ таких как: отличные смазочные материалы в составе, совместимость с антиблокировочной системой и эксплуатационную стабильность. Стоимость емкости объемом в 0,25 литра обойдется вам в 300 рублей, за литр – 1200.
- РосДОТ DOT 4 – очередной отечественный производитель, заявленная максимальная температура у которой порядка 270 градусов. Стоимость данного продукта составит около 180 рублей за бутылку емкостью 0,5 литра. За литр придется отдать порядка 360 рублей.
Сравнительная таблица DOT 4
Марка жидкости | Стоимость за 1 литр | Диапазон температур |
Liqui Moly DOT 4 | 600 | От -40 до +230 |
Дзержинский DOT 4 | 150-180 | От -40 до + 260 |
Лукойл DOT 4 | 180 | От -35 до +230 |
BREMBO DOT 4 | 600 | От -40 до + 260 |
AVENOL DOT 4 | 1200 | От -40 до +230 |
РосДОТ DOT 4 | 360 | От -40 до +270 |
Проанализировав данную таблицу можно сказать что цена на тормозную жидкость в первую очередь зависит от производителя. Если Европейские бренды не имеют стоимость ниже 500 рублей, то Российские порядком дешевле, однако европейские ДОТ хоть и не отличаются высоким диапазоном температура, но имеют отличительные свойства которые подойдет для транспорта более престижного качества.
ТОП худших производителей
- EXTRA – тормозная жидкость, отечественного производителя ПКФ «Промпэк». Данный ДОТ очень сильно густеет при низких температурах и не укладывается в нормативы. Кроме всего, в бутылке не хватает 20 грамм жидкости, видно не доливают.
- NIAGARA – все так же отечественный производитель ПКФ «Ниагара». Как и в прошлом случае на морозе жидкость густеет и не проходит по нормативам. Кроме всего, заявленная максимальная температура оказалась на деле ниже на целых 10 градусов.
- VITEX – тормозная жидкость отечественно производителя ПКФ «Промкомплекс». При низких температурах продукт становится гуще в два раза, чем заявлено на упаковке, кроме всего максимальная температура не соответствует реальной на 4-5 градусов.
- «БАКСС» — марка жидкости компании ПКФ «БАКСС», Россия. Температура закипания ниже чем заявлено, на целых 15 градусов. А на сильных морозах продукт имеет вязкость впятеро выше заявленной.
- «МИГ» производителя «Сибур-Нефтхим». Кроме несоответствия объема продукта на целых 55 грамм, в тормозной жидкости присутствуют нежелательные примеси и окалиной. Кроме всего, все так же, отличаются температуры кипения в сухом и влажном состояниях.
Итоги выбора DOT-4
Просмотрев на предыдущий пункт нашей статьи можно посчитать, что у отечественных производителей большие проблемы с качеством продукта. Однако, на самом деле есть и хорошие бренды, такие как: Лукойл, Дзержинский и РосДот, которые кроме всего прочего имеют много положительных отзывов среди клиентов. Так, какую же тормозную жидкость брать? Обратите внимание! Если у вас автомобиль хорошего качества и высокого класса, стоит обратить внимание на зарубежные бренды, ведь они не только являются качественнее наших, но и обладают более щадящими свойствами, и переплачиваете вы именно за данные характеристики. В случае того, если вы обладатель старенькой машины или обычной среднестатистической, то можете обратить внимание и на Российских и китайских производителей.
Как видно, подойти к выборы нужной вам жидкости для тормозной системы стоит ответственно. Стоит не только гнаться за экономией, но и за качеством продукта.